Иногда просто удивляешься, как много вокруг простых и замечательных людей, которые меняют жизнь общества к лучшему. Нашим очередным героем стал житель далекого кишлака Ходжаи аъло Исфаринского района Таджикистана. Активист, который помогает решать межнациональные конфликты между жителями таджикских и киргизских сел, возникающих из-за нехватки воды.
Житель кишлака Ходжаи аъло джамоата Чоркух Исфары Абдухалил Шарипов признается: у него и в мыслях не было заниматься проблемами сельчан. Но так уж повелось, что учитель – это самый уважаемый человек на селе, к словам которого прислушиваются все. Представитель интеллигенции с широким мировоззрением здесь незаменим, к нему всегда обращаются за помощью или советом по разным вопросам. И хотя Абдухалил-ака многие годы проработал в местной школе учителем, затем директором, больше всего он известен как местный активист, человек помогающий решать общие проблемы села. Учитывая все это, местный исполнительный орган государственной власти Исфары в 2001 году назначил Шарипова заместителем председателя джамоата Чоркух, где он проработал более 17 лет.
«За этот долгий и нелегкий период пришлось решать почти все проблемы жителей 4 сел нашего джамоата, начиная от бытовых, заканчивая социальными. Но самой актуальной проблемой являлась проблема раздела воды», — рассказывает Абдухалил-ака.
В 50-ых годах прошлого века в местные селения, где проживали таджики, стали переезжать кыргызы. Представители двух народов долгие годы жили дружно, совместно используя землю и воду. И хотя эти земли считались спорными территориями и их границы не были до конца делимитированы, особых конфликтов не возникало, ведь общими были и клубы, и школы, и сельские больницы, и магазины.
Но дружба и мирная жизнь стали нарушаться: население росло, земли и воды для ведения хозяйства и возделывания садов стало катастрофически не хватать. Учитывая, что другого источника дохода кроме как от сельского хозяйства здесь нет (ни фабрик, ни заводов), ситуация стала накаляться с каждым днем. Первый серьезный конфликт между таджиками и кыргызами с применением оружия и первыми жертвами произошел в конце 80-х годов. Село Ходжаи аъло, через территорию которого проходят каналы и арыки для полива воды, из центра дружбы стал очагом межнационального конфликта. Вся эта ситуация, которая происходила на глазах, не могла оставить равнодушным и местного учителя Абдухалила Шарипова. Постепенно он стал заниматься урегулированием конфликтов между жителями двух стран.
«Через наше село проходят 30 арыков и каналов, таких как Большой Матчинский канал, Джуи Сафед, Джуи Мирзо, которые служат жителям таджикского кишлака Ходжаи аъло с ее 3,5-тысячным населением и жителям кыргызских сел Таштумшук, Ортобоз, Аксай, Актатыр, Мазаит джери и другим в качестве поливной воды для орошения земель. Десятилетия жители нашего кишлака совместно использовали воду и у нас никогда не возникало проблем», — признается Абдухалил-ака
Вода как источник жизни и … конфликтов
Новая волна конфликтов, по словам Шарипова, возникла в 2015 году в селении Сомониён, где раньше возделывались сельхозугодья. Вода туда шла из канала «Дружба», который проходил через киргизскую территорию. Однажды допуск к каналу был закрыт и люди на полгода лишились воды: цветущие сады и огороды высохли, люди были вынуждены покинуть насиженные места.
Из-за нехватки воды в районе то и дело стали происходить межнациональные конфликты. Нередко доходило до драк, когда жители кишлаков стали закидывать друг в друга камнями. Абдухалил-ака показывает на руке рубцы – результат травмы, полученной при попытке урегулировать очередной конфликт. Говорит, что и сейчас у него немеет правая рука.
«Когда на место массовой драки приехал председатель города Исфары Рахмонали Амиров, и в его голову полетел очередной камень, придерживая разбитую голову, он удивленно спросил: «Как же вы здесь работаете?», — рассказывает наш собеседник.
По словам учителя, цель его жизни — не допустить конфликта, чтобы их дети и внуки жили в мире и согласии.
«Это был самый тяжелый период, — рассказывает Абдухалил-ака. — Тяжело было смотреть на местное население, которое уезжает, и как поля превращаются в пустыню. Поэтому как представитель местного органа исполнительной власти совместно с местными общественными организациями и региональным офисом Программы развития ООН в Таджикистане в рамках проекта по решению проблем на приграничных территориях, мы помогли местным жителям в решении проблем с водой».
Далее Абдухалил-ака рассказывает, с какими трудностями им удалось проложить трубы из кишлака Ходжаи аъло до Сомониён, длина которого 1, 2 километра. Большинство местных мужчин из-за отсутствия постоянной работы трудились в России. Там, где не могли работать тракторы, выкапывать ямы и прокладывать трубы приходилось женщинам…
«Несмотря на колоссальный труд, никто из нас не мог дать гарантии, что вода поднимется по трубам, так как в некоторых местах нужно было прокладывать канал через холмы,- рассказывает наш герой. — Хотя я филолог по образованию, пришлось вспомнить законы физики, которые мы проходили в школе и разработать схему доставки воды».
Но учитель верил в начатое дело. Правда, когда запустили воду, но она не поднялась по трубам, Абдухалил-ака чуть не схватил инфаркт. Несколько раз в день он ездил на велосипеде и исследовал каждый сантиметр, чтобы узнать причину. И когда вода, наконец, пошла, он был на седьмом небе от счастья!
«Это был, пожалуй, один из самых успешных и показательных проектов ПРООН, который помог решить жизненно-важную задачу местного сообщества», — говорит Абдухалил Шарипов.
Он с гордостью стал рассказывать случай, который произошел в этом году. Во время рамазана вместе с товарищами из Общественного совета обеспечения общественного порядка джамоата Чоркух по просьбе старейшин соседнего кыргызского села Самаркандик решили вопрос. В начале лета соседям катастрофически не хватало поливной воды, тогда они обеспечили ее поступление из канала Сафед. Живительная влага из таджикской территории поступила в кыргызское село, пройдя 12 километров.
«Это был хороший жест с нашей стороны, — делится Абдухалил-ака. — Для местных жителей – это пик поливного сезона и вода необходима всем. И, несмотря на то, что жители местных кишлаков стояли в очереди за водой для полива, мы смогли помочь нашим киргизским соседям».
Как торговля решает конфликты
Кишлак Ходжаи аъло, где живет наш герой, тесно граничит с кыргызским селом Актатыр. На самом деле дома и хозяйства двух населенных пунктов настолько переплетены, что трудно точно определить, кто и что находится на чьей территории. Голос муэззина, приглашающего на молитву, слышен одинаково для граждан обеих стран.
«Для ислама не существует национальности, — говорит активист, указывая на главную достопримечательность их кишлака – красивую мечеть с манорой (строением, откуда в четыре стороны раздается голос муэззина) и какой больше нет в окрестностях. — Сюда приходят молиться как таджики, так и киргизы. В строительстве мечети были использованы деревообрабатывающие материалы наших соседей – это тоже знак нашего сотрудничества и дружбы».
По его словам, жители их кишлака ходят на свадьбы и поминки своих киргизских соседей, как и те приходят к ним. Вместе они проводят субботники и хашары (совместный бесплатный труд – прим. ред), чтобы очистить каналы и арыки от ила и мусора.
Местные активисты перепробовали множество способов решения споров, от круглых столов и переговоров до спортивных соревнований между жителями приграничных сел. Однако все равно не получали должного результата. Решить межнациональные конфликты во многом помогла приграничная торговля.
В прошлом году на перекрестке автотрассы, ведущей из Карабака в Баткен через таджикскую территорию и дороге, что ведет из Исфары через кыргызскую территорию в таджикский анклав Ворух, появились столовая и торговые точки.
Местная предпринимательница Машхура Сафарова, которая год назад открыла столовую, указывает на огромный баннер, где написано четверостишие великого таджикского классика Саъди Шерози о том, что все люди между собой как единый организм, они должны жить в мире и согласии, помогать друг другу. Этот баннер – заслуга Абдухалила Шарипова.
«Наш дорогой учитель, который в свое время руководил школой, где я училась, воспитал нас в духе патриотизма и интернационализма, — рассказывает Машхура. — Он специально повесил этот баннер в таком многолюдном месте, чтобы каждый, кто проходит мимо этого места, вник в суть сказанной много веков назад мудрости. И не зря эти слова написаны возле входа в здание ООН в Нью-Йорке… Благодаря приграничной торговле, мы с мужем смогли открыть здесь свой небольшой бизнес. Ежедневно мы принимаем у себя десятки гостей из кыргызских и таджикских сел, которые проезжают мимо этой территории и должна сказать, что это дает хорошие плоды: мы учимся понимать друг друга, ведь между нашими народами столько общего».
Мурад Айдаров, житель кыргызского села Таштумшук рассказывает, что услугами его магазина бытовых и продовольственных товаров пользуются и жители как его родного села, так и жители таджикских кишлаков, находящиеся рядом.
«Мы выросли вместе и делить нам нечего, — говорит Мурад-ака, указывая на своего таджикского соседа Абдухалила Шарипова, который кивает в знак согласия.
«Давайте жить дружно»
Недавно Абдухалил-ака вышел на пенсию. Казалось бы, отдыхай теперь на заслуженном отдыхе? Но только не он. Активист не может сидеть без дела, то и дело идут к нему за советом и стар, и млад. По пути домой он успевает отвечать на приветствия односельчан, попутно решая их проблемы, советуя сделать что-то и совершая звонки по телефону.
Землеустроитель джамоата Чоркух Бузургхон Бобоев рассказывает, что если говорить о заслугах Абдухалила Шарипова, то не хватит и трех суток.
«Он вышел на пенсию месяц назад, а его нам уже не хватает, — говорит он. — Мне лично он помогал при разделе земельного участка для домохозяйств, ведь вы сами знаете, сколько приходится выслушивать от жителей. Так, муаллим (а мы так уважительно все его называем) как опытный психолог помогал нам решить семейные вопросы, когда дело касается раздела имущества. И что интересно, он никогда не отказывает нам в помощи. Еще одна важная черта: он всегда держит слово, если пообещал, то обязательно сделал».
За 17 лет работы в джамоате Абдухалил-ака был в отпуске всего один раз. На вопрос «почему?», отвечает «некогда».
«На самом деле решение проблем сельских жителей – это лучшее в моей жизни. На приграничных территориях живут 85 тысяч таджиков и 17 тысяч киргизов и для них справедливое распределение воды – чуть ли не главный вопрос. Я счастлив, что справился с этой сложной задачей. Мы живем и работаем вместе, и я не хочу, чтобы между нашими братскими народами возникали конфликты», — признается активист.
…Пока он рассказывал, на машине к нам подъехали местные пограничники и участковый милиционер. Они попросили муаллима пройти с ними, чтобы помочь решить новую конфликтную ситуацию между жителями приграничных сел. Когда законы не действует в ход идет народная дипломатия…