Хакатон по поиску информационно-технических решений для предотвращения и снижения гендерного насилия в семье, а также хакатон по медиаграмотности провели на днях в Душанбе.
Первое мероприятие проводилось среди фрилансеров, ИТ-разработчиков, дизайнеров со стороны
Фонда Евразия Центральной Азии – Таджикистан (далее ФЕЦА — Таджикистан) в рамках проекта ПРООН «Усиление общественной безопасности и предотвращение насилия в отношении женщин в Таджикистане» и компонента, реализуемого структурой «ООН-женщины».
По словам организаторов, основная цель данного хакатона заключалась в разработке быстрых решений для реагирования, предупреждения и сообщения о случаях гендерного насилия в семье.
В решении поставленных задач участникам помогли модераторы — Шухрат Латифов и Наргис Касымова.
Участниками мероприятия стали также специалисты по вопросам насилия в семье и насилия на гендерной почве, сотрудники кризисных центров, представители молодежных организаций, которые были приглашены в качестве наблюдателей и консультантов для предоставления ИТ-разработчикам необходимой информации об основных потребностях бенефициариев, рисках и препятствиях, с которыми они сталкиваются при обращении за помощью.
В результате «мозгового штурма», сформированные команды (каждая из 6 участников) занялись поиском возможных цифровых решений, направленных на повышение безопасности бенефициаров и предотвращение насилия в семье.
Результатом двухдневной работы стали прототипы мобильных приложений, которые были представлены жюри.
Команда — победитель получила финансовую поддержку — контракт на 20 000 сомони (включая налоги) для дальнейшей разработки, модификации и внедрения презентованного приложения.
«Общая цель проекта ПРООН «Усиление общественной безопасности и предотвращение насилия в отношении женщин в Таджикистане» заключается в создании социальной и институциональной среды, которая будет способствовать сокращению масштабов насилия в семье, особенно, на основе деятельности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности», — говорится в сообщении.
Для достижения вышеназванных целей структура «ООН-женщины» задействовала ФЕЦА — Таджикистан, чтобы в целевых районах были созданы эффективные модели предупреждения и защиты от насилия в семье, которые задействуют местные органы внутренних дел, систему здравоохранения, других субъектов по предупреждению и реагированию на насилие в семье.
Другой хакатон проводился в Душанбе при поддержке Интерньюс Таджикистан на нем собралось 25 молодых ребят, которые в течение двух дней придумали интересные проекты. Тематика хакатона касалась медиаграмотности и участникам нужно было создать такие проекты, которые помогут пользователям интернета разобраться в этом деле. В итоге, пять команд создали пять проектов, с которыми собираются продолжать работать дальше и монетизировать свои продукты. Учитывая то, что в Таджикистане ничего подобного еще не было, шансы у ребят есть.
Хакатон был проведен «Общественным Фондом Гражданская инициатива политики Интернет» и посвящен медиаграмотности по интерактивным цифровым инструментам. Целью хакатона стало содействие и улучшение медиасреды через развитие интерактивных цифровых инструментов, направленных на критическое потребление информации и повышения медиаграмотности среди молодежи Таджикистана.
По результатам хакатона три команды получили денежные призы. Первое место присудили команде «Smart Pupil», второе досталось ребятам из «Smart Tech» и третье место — команде «Тринити».
Участники и отборочная комиссия высоко оценили работу команды «Smart Tech», которая представила сразу 2 проекта: первый — приложение, с помощью которого пользователь сможет проверить — подвергалась ли фотография изменениям и что именно исправили на снимке. Участник команды «Smart Tech» Комрон Мирализода говорит, что этот проект был придуман не с нуля, еще до хакатона ребята изучали аналоги и изучив чужой опыт — постарались сделать свой собственный проект. Второй проект – тоже приложение, на котором пользователи могут проходить специальные тесты по медиаграмотности, их результаты будут сохраняться на специальном сервере. Команда считает, что с помощью этого приложения тренер может отслеживать рост своих студентов.
Ребята из команды «Smart Pupil» придумали игру: пользователь выбирает пол своего персонажа – мальчик или девочка — придумывает ему имя, а затем попадает в ситуацию – закончился интернет, и герой пытается подобрать пароль к сети соседа, в этом ему помогает друг, который задает вопросы по медиаграмотности и интернет безопасности. В конце игры пароль подбирается, однако, интернета у соседа всё равно нет, разработчики журят игроков, мол, подключаться к чужим сетям нехорошо. В конце пользователь получает свой результат теста и может сравнить его с итогами других участников.
«Ребята придумали эту игру для того, чтобы, отвечая на вопросы, например, о том, можно ли вводить во все свои аккаунты одинаковые пароли, люди хотя бы задумались о безопасности в интернете. Зохир говорит, что эта игра будет еще дорабатываться; в будущем команда планирует добавить и таджикскую версию. Сейчас посмотреть на проект можно здесь»- говорит один из участников Зохир.
Команда «Тринити» также стала победителем конкурса. По словам члена команды Умеда Ахмадова, что проект имеет большой потенциал монетизации, потому что у него будет высокий процент посещаемости. Кроме того, разработчики надеются, что смогут объяснить пользователям на практике, что такое кликбейт.
Проекты пока в разработке и команды планирует запустить их в открытый доступ в ближайшем будущем.